Казанский речной порт - один из ключевых транспортных центров и крупнейший порт Татарстана, который Единой глубоководной системой Европейской части России связан с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским, Чёрным морями. Поэтому Казанский порт еще называют «Портом пяти морей»
Возникшая у волжского торгового пути Казань издревле является одним из крупнейших центров волжского судоходства.
Известно, что уже в XV веке на волжском Гостином острове у Казани ежегодно проводилась весенняя ярмарка.
После присоединения Поволжья к Русскому царству в казанские пристани заходили суда купцов, которые под охраной стрельцов (и «ясаульных стругов») отправлялись караванами весной от Нижнего Новгорода до Астрахани и осенью из Астрахани вверх по Волге.
Приказанское село Бишбалта, находившееся у устья Казанки близ Зилантова Успенского монастыря, славилось своими мастерами и являлось центром местного судостроения. В 1710 году здесь выстроили для Балтийского флота целую эскадру из пяти кораблей — «Орёл», «Солнце», «Полумесяц», «Северная звезда» и «Город Казань», а затем ещё несколько судов для Каспийского моря.
Согласно указу Петра I в 1718 году на левом берегу Казанки на пустынной пашенной земле Зилантова монастыря у деревни Бишбалта (Бежболды) было создано адмиралтейство. Император самолично осмотрел Казанское адмиралтейство в 1722 году.
В течение последующих ста лет Казань являлась крупнейшим центром кораблестроения на Волге. Здесь была построена большая часть судов военной флотилии для Персидского похода 1722—1723 годов.
Ещё в XVIII веке у верфи возникла Адмиралтейская слобода.
Российские монархи, посещавшие Казань, прибывали к городу по Волге. В мае 1767 года город торжественно встречал гребную флотилию (галеры «Тверь», «Волга», «Ярославль», «Казань», «Углич», «Кострома», «Нижний Новгород», «Симбирск», «Ржев Владимиров», «Лема», «Севостьяновка» и «Вома»), на которой прибыла императрица Екатерина II со свитой в 1122 человека «чинов флотских, артиллерийских, солдатских и адмиралтейских».
В октябре 1817 года в Казань с Камы прибыли два парохода мощностью 8 и 36 л.с., построенные владельцем Пожевского железоделательного завода В. А. Всеволожским. Это были первые пароходы на Волге.
Открытие пароходного сообщения на Каме и Волге повысило значение Казани как крупного центра транзитной торговли. В конце XIX века пристань Казань являлась самой большой на Волге после Нижегородской.
Во время Великой Отечественной войны в Казань по Волге были эвакуированы мирные жители, многие предприятия, из Казани на фронт через пристани отправлялось большое количество военных грузов, особенно к осаждённому Сталинграду. 19 июля 1941 года пристани Казань было вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР.
Согласно приказу Министра речного флота СССР З. А. Шашкова, в апреле 1948 года пристань Казань была преобразована в Казанский речной порт.
В июле 1948 года казанские портовики положили начало добыче песчано-гравийной смеси на реке Волге в районе Юматихи. С 1949 года первые плавучие паровые краны Казанского речного порта начали добывать песчано-гравийную смесь (ПГС) со дна реки Камы в районе Лаишево.
В 1950 году Государственный институт проектирования объектов речного транспорта (Гипроречтранс) начал проектирование нового речного порта Казани. Решение о сооружении в Казани нового полностью механизированного речного порта и переоборудования ряда пристаней Казанского РУРФ было утверждено в октябре 1952 года .
20 декабря 1957 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первые объекты порта. Объекты и сооружения нового порта (склады, портальные краны, зарядная станция, ремонтно-механические мастерские и др.) принимались от строителей в эксплуатацию по мере их готовности вплоть до 8 июня 1964 года, когда Государственная комиссия подписала акт о приёмке нового Казанского порта в эксплуатацию.
Казанскому порту нередко посвящали свои полотна некоторые советские художники, например, Н. Д. Кузнецов (1923—1974), Н. Н. Галахов.
Для того, чтобы сохранить историю, мы решили создать музей Татфлота. Идея принадлежит опытному речнику, капитану Александру Власенко, который по крупицам собирает исторические данные, начиная с Х века, когда появились первые сведения о пристанях на территории Татарстана. Сегодня наш музей готов принять всех желающих. Казанский речной порт имеет богатейшую историю, нам есть чем гордиться.